Форум » Изба читальня » Сказания » Ответить

Сказания

Север: В этой теме предлагается делиться различными сказаниями, мифами, былинами и т.п. древних славян. Для начала восточнославянский Миф о сотворении мира: "В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род — Родитель всего сущего. Род родил Любовь — Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную — бесчисленное множество звездных миров, а также наш земной мир. Солнце вышло тогда, из лица Его. Месяц светлый — из груди Его. Звезды частые — из очей Его. Зори ясные — из бровей Его. Ночи темные — да из дум Его. Ветры буйные — из дыхания. «Книга Коляды», 1 а Так Род породил все, что мы видим вокруг, — все, что при Роде, — все, что мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, явленный, то есть — Явь, от мира невидимого, духовного — от Нови. Род отделил Правду от Кривды. В колеснице огненной Род утвердил Гром гремящий. Бог Солнца Ра, вышедший из лица Рода, был утвержден в золотой лодочке, а Месяц — в серебряной. Род испустил из своих уст Дух Божий — птицу Матерь Сва. Духом Божьим Род родил Сварога — Небесного Отца. Сварог закончил миротворение. Он стал хозяином земного Мира, владыкой Божьего Царства. Сварог утвердил двенадцать столпов, подпирающих небосвод. Из Слова Всевышнего Род сотворил бога Барму, который стал бормотать молитвы, прославления, рассказывать Веды. Также Он родил Дух Бармы, его супругу Тарусу. Род стал Небесным Родником и породил воды Великого Океана. Из пены вод Океана явилась Мировая Уточка, породившая многих богов — ясуней и демонов-дасуней. Род родил Корову Земун и Козу Седунь, из их сосцов разлилось молоко и стало Млечным Путем. Потом он создал камень Алатырь, коим он принялся сбивать это Молоко. Из полученного после пахтанья масла была сотворена Мать Сыра Земля." Источник: http://library.thinkquest.org/C006238/rus/main_slav.htm

Ответов - 7

Князь: Учень мне понравилось "Мировая уточка"! Вообще красивая история!

Князь: Сказания хухияхов – маленького северного народа, который в настоящее время близок к полному исчезновению с лица земли. Сказание о происхождении всего. Жил Йахо, ходил бить нерпу, приходил он в чум и видит, что там никого нет. Видит Йахо, там нет никого и не стал больше ходить бить нерпу. Не стал ходить Йахо и стал грибом. А чум стал небом, а очаг – солнцем. Оторвалась от чума одна шкура и стала оленем. Видит олень – гриб Йахо, взял, съел половину, видит – тундра кругом. Съел ещё половину и стал олень грибом Ойто. Так появилось всё. Сказание о происхождении нерпы. Перестал Йахо бить нерпу, вышла нерпа на берег, видит – море позади неё. И видит нерпа, как вышла из моря нерпа. Вышла нерпа из моря, видит – гриб Йахо. Взяла нерпа гриб Йахо, съела половину, видит – перед ней нерпа. Съела ещё половину, видит – ушла нерпа в море. С тех пор в море водится нерпа, а человек бьет её. Сказание о происхождении Отца человека (Улмыстусы) Когда стал чум Йахо небом, а очаг его – солнцем, на месте чума стало море. Из моря вышла нерпа, взяла гриб Йахо, съела половину, видит – перед ней стоит олень. Взял олень гриб Ойто, съел весь, видит – перед ним стоит Улмыстуса, Отец человека. Олень съел ещё один гриб Ойто и стал чумом для Улмыстусы. Видит Улмыстуса – чум стоит, взял гриб Йахо, съел половину, видит, что в чуме нет никого. Взял Улмыстуса гриб Йахо, съел другую половину, видит – стоит перед ним нерпа. Стал Улмыстуса бить нерпу. Взял затем нерпу, вытащил кишки, съел их и видит – стоит перед ним женщина – жена Улмыстусы. Взяла она кусок нерпы, но не смогла проглотить – встал кусок поперек горла. С тех пор, женщины не едят нерпу, особенно кишок. Кашляла, кашляла она и выплюнула кусок на землю. Видит, а это – Аймо, её сын. Упал Аймо на землю, видит – гриб Йахо, взял, съел половину, видит – стоит перед ним Улмыстуса, его отец. Съел ещё половину, видит – стоит перед ним олень, а рядом – чум. Зашел Аймо в чум, а там очаг и его жена Уйа. И стал Аймо первым человеком, а Уйа первой его женой. Долго жили Аймо и Уйа, но не было у них детей, пока Уйа не нашла в тундре гриб Ойто. Вот он фольклор народов Севера в чистом виде! Стыдно признаться, но мне было очень смешно читать про эти грибы и про то, как нерпа выходит и заходит! С грибами у этого загадочного народа действительно все в порядке.

Князь: Други, вот наш многоуважаемый Север поделился цитатами из Книги Коляды. Не кажется ли вам, что много переплетений с мифами других народов? Бог Ра и его лодка - Египет. Дух Барма, его супруга Таруса, а также Корова Земун - похоже на Индийских фольклер. Хочу услышать ваши мнения на эту тему.


Север: Князь пишет: Не стал ходить Йахо и стал грибом. и стал олень грибом Ойто. Так появилось всё. Два гриба появилось. Самобытно, однако))) Хорошие истории)

Князь: Ехал однажды Грозный-царь впереди войска своего под Ригу - немца воевать, врага своего ненавистного. Остановился в Пскове. То-то пришлось псковичам, и старым, и малым, страху натерпеться: не при-веди Господь, нрав-то был у царя Ивана... Но, слава Богу, в тот раз все обошлось тихо-мирно, и поехал Грозный-царь дальше своим путем, через Изборск и Печоры. Игуменом Печерского монастыря как раз был преподобный Корни-лий, и братией и окрестным людом очень любимый и уважаемый чело-век. Въезжает Грозный-царь в Печоры, направляется к монастырю, позади царские слуги саблями вострыми постукивают, уздечками да шпорами позванивают. Навстречу - Корнилий, встречает государя как положено: с крестом, с иконами, со всей братией. Благословил Корнилий спешившегося царя да и говорит: - Позволь мне, государь, ограду вокруг монастыря сделать. - Да велику ли ограду ты, преподобный Корнилий, делать задумал? - удивился Грозный. - Маленькую ставь, а большой делать не позволю. - Да я маленькую, - отвечает Корнилий, - я маленькую. Сколь много позволит воловья кожа, такую и поставлю. - Ну, если на воловью кожу, то ставь, - милостиво разрешил Гроз-ный, посмеявшись в душе простоте игумена. Сказал так и уехал. Преподобный же Корнилий времени зря не терял и возвел вокруг монастыря не ограду даже, а целую крепость. При этом и царское указание в точности исполнил: поставил ограду на воловью кожу, предварительно разрезав ее на тоненькие-тоненькие ремешки, да и охватил таким образом большое место. А вокруг того места стены каменные, башни неприступные высятся - крепость да и только. Отвоевал тем временем Грозный-царь семь лет с немцем, назад возвращается. Проехал на Новый Городок, до Печор всего двенадцать верст осталось, как вздумалось ему с Мериной Горы окрестности вла-стным оком осмотреть. Глянул налево, глянул направо, смотрит - кре-пость стоит. - Какая такая крепость?! - закричал взбешенный царь. Распалился гневом и поскакал к Корнилию в монастырь, слуги едва за ним поспе-вают. Преподобный Корнилий, узнав о приезде царя, вновь выходит встречать Грозного, как царский чин того требует, с хлебом-солью да с колокольным звоном. Подскакал царь на взмыленной лошади к Корнилию, саблю выхва-тил: - Крепость выстроил! - кричит. - Измену задумал, на меня пойдешь! Хвать саблей - и отрубил преподобному Корнилию голову. А Кор-нилий взял голову в руки и держит перед собой. Грозный так и затрясся от страха и бросился бежать от казненного, а Корнилий за ним с отрубленной головою в руках. Царь все дальше, а преподобный за ним да за ним. Так и умчался объятый ужасом царь из Корнилиевой крепости. Все оставил и под Псков больше не ездил. Иные же говорят, что когда Грозный отрубил Корнилию голову, то тут же раскаялся в содеянном, поднял бездыханное тело и сам отнес его к Успенскому собору. С тех пор дорога от Никольских ворот, где встре-чал Корнилий царя, до Успенского собора называется Кровавой. А Корнилиева крепость и до сих пор стоит. И не раз с тех лет становилась она неприступной преградой на пути вражьих сил. "Легенды и предания Псковщины", Ю. Степанов, 1993 г.

Север: Князь пишет: Корова Земун - похоже на Индийских фольклер Земун (Žemĭna (лит.), Прпоруша (серб.), Амалфея (греч.), Сурабхи/Вирадж/Pŕśni (инд.), Ziemne (латыш.), Замунь) — Богиня корова. Кормилица Велеса. Богиня скота, облаков-туч, земли. Земун питает своим молоком молочные реки Небесного Ирия. Исполнительница желаний. Личина Лады. во как!) а вообще прав Князь, много пересечений, особенно со скандинавскими легендами

Князь: Север, ну ты меня поражаешь сегодня! Находка за находкой! Молодец!!



полная версия страницы