Форум » Постоялый двор » О Казани » Ответить

О Казани

Тайна: у нас столько красивых, волшебных, интересных, исторических, и всяких других мест, достойных быть показанными гостям. давайте в этой теме приоткрывать завесу тайн Казани)

Ответов - 104, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Князь: Руслан, очень интересно! Особенно про Шамовскую больницу.

Руслан: Суконка Пугачев с Арского поля послал сволочь свою на 3-ю гору... Там находилась суконная слобода. А.С.Пушкин. История пугачёвского бунта. В XV-XVI веках улица Свердлова носила название "Ногайская дорога". А еще раньше звалась она Ногайским юлом, вдоль которого стояло грузино-армянское поселение, возникшее в булгарский период. Где-то в XIII веке поселились здесь торговцы-ремесленники с Кавказа. Во второй половине XVI века, когда широко развернулось каменное строительство и возникла большая потребность в кирпиче, на этом месте начали строить небольшие предприятия по формовке и обжигу кирпича. Первыми заводчиками на них стали жители Армянской слободы, которая протянулась от спуска Первой Горы, (улица Ульяновых) до Нижнего Кабана. С появлением кирпичных заводов территория, прилегающая к началу нынешней улицы Свердлова, получила название Кирпичной слободы, а заводская часть улицы - Кирпичной. Преобразования Петра Великого не обошли Казань стороной. Наряду с появлением "цифирных" и "навигацких" школ, адмиралтейства и прочих нововведений усиленными темпами стало развиваться промышленное производство. В 1714 году, согласно указу о создании шерстяных мануфактур в России, на спуске так называемой Третьей Горы (недалеко от кинотеатра "Победа") возникла суконная мануфактура. Она положила начало образованию в Казани большого рабочего района, названного Суконной слободой. Полковник Грузинцев, которого Петр I назначил руководить казанским "шерстяным заводом", рьяно взявшись за дело, к 20-м годам XVIII столетия умер. К приезду Петра I в Казань в мае 1722 года мануфактура уже стала убыточной. Царь, побывав на ней и на частной фабрике купца Ивана Михляева, пришел к заключению, что у Михляева дела обстоят намного лучше. "Шерстяной завод" перешел в управление "кумпании купцов", где Михляев вскоре стал единоличным хозяином. Он создал единое предприятие - Казанскую суконную мануфактуру. Рабочие стали селиться около фабрики, и таким образом за еще существовавшей Кирпичной слободой возникла Суконная слобода, зовущаяся в народе Суконкой. С самого начала это место считалось весьма неблагополучным и далеко не безопасным. "В то время в Казани убийства были настолько часты, а грабежи так обычны и наглы, что после заката солнца обыватели боялись выходить из домов, - писал историк Казани конца прошлого века М.Пинегин. - Любители чужой собственности скрывались в пригородных слободах, где образовались тайные притоны бродяг и беглых". Одной из таких слобод и была Суконка. Именно у суконщиков чаще всего находили приют беглые и бродяги, и есть сведения, что некоторое время здесь скрывался сам Емельян Пугачев. Даже через сто с лишним лет Федор Шаляпин, живший какое-то время в Суконной слободе, писал: "С одной стороны Кабана - тихая Татарская слобода... с другой стороны - всю ночь напролет пьют, дерутся...". После смерти Михляева фабрика перешла в собственность брата его жены, чебоксарского купца Дряблова. Тот, после пожаров 1746-го и особенно 1749 года, когда выгорел весь город со слободами от кремля до Булака с одной стороны и до Казанки - с другой, заново выстроил фабрику уже в кирпиче. То, что мы видим сегодня на левой стороне улицы Свердлова, и здание под № 52 на правой стороне - примерно соответствуют тому, что было при Дряблове. Суконка и частично Татарская слобода стали единственными местами в Казани, которые не спалила вольница Пугачева в 1774 году, "обидевшись" на Казань за то, что ей с ходу не удалось взять кремль. Жители обеих слобод почти не сопротивлялись пугачевцам. В 1774 году фабрика перешла в руки купцов и промышленников Осокиных и принадлежала им вплоть до закрытия ее в 1881 году. Во второй четверти XIX века в Суконной слободе начинают появляться купеческие и даже дворянские усадьбы, строятся гостиницы и постоялые дворы с трактирами. Здесь в разное время жили Максим Горький, Вячеслав Молотов, Coco Джугашвили, Федор Шаляпин и многие другие известные люди. И хотя давно уже нет суконной мануфактуры, а бывшая Суконная слобода является сегодня центром города, нет - нет да и услышишь в разговорах об улице Свердлова емкое словечко "Суконка".

Князь: Руслан, побольше таких интересных рассказов!


Руслан: Из истории Казанского кремля. За мечетью Кул Шариф, ближе к южным стенам кремля, параллельно улице Баумана, располагался некогда обширный двор Спасо - Преображенского монастыря, а в проулках между ним и деревянной церковью Киприяна и Устиньи находились, по сведениям писцовых книг, четыре тюрьмы: опальная, две уголовные и женская. Книги умалчивают о наличии еще одного "исправительного" учреждения - застенка с дыбой, колодками и "заплечных дел мастерами", о котором, однако, упоминает в своих "Очерках" исследователь казанской старины, протоиерей и ученый Платон Заринский. В этом государственном учреждении, которое находилось в пристрое за стеной губной избы-тюрьмы, все бюрократические процедуры сводились к одной - единственной очной ставке между доносителем и обвиняемым. Если обвиняемый после ставки продолжал упорствовать, а доноситель стоять на своем, бюрократическая часть на этом кончалась, и начиналось практическое дело. "И какова чину ни буди, - писал сведущий в этом деле в XVII веке подьячий Григорий Котошихин, - князи или боярин, или простой человек изыман будет на разбое или татьбе, или в злом деле, в смертном убийстве, и в пожоге, и в иных воровских статьях, и приведут его в губную избу: и кто был на разбое и учинил убийство, или пожог и татьбу - таких злочинцов и в праздники и в иные дни пытают и мучают без милосердия". В зависимости от дела и его тяжести качество и количество пыток в кремлевском застенке было разным. Тот же Котошихин пишет, что "устроены для всяких воров пытки: сымут с вора рубашку и руки его назад завяжут, подле кисти, веревкою и подымут его к верху, учиненно место, что и виселица, а ноги его свяжут ремнем; и один человек палач вступит ему в ноги на ремень своею ногою, и тем его отягивает, и у того вора руки станут прямо против головы его, а из суставов выдут вон; и потом сзади палач начнет бити по спине кнутом, и как ударит по которому месту по спине, и на спине станет так, будто болшой ремень вырезан ножем мало не до кости". И если пытаемый не говорил, то ноги его заковывались в колодки, и палач становился на них и прыгал; кости, выходя из суставов, хрустели и ломались, кожа лопалась, жилы вытягивались и рвались... Когда же не помогало и это, то под ногами преступника раскладывался костер, руки и ноги связывались и меж них вкладывалось бревно, которое скоро начинало тлеть. Для усиления эффекта палач железными клещами, раскаленными докрасна, рвал и ломал ребра. Похожее на виселицу приспособление с двумя столбами и перекладиной меж ними, через которую перекидывалась веревка для подвешивания обвиняемого, звалась дыбой. Мало кто выдерживал эту пытку более трех раз, и зачастую, чтобы избежать боли, обвиняемый просто наговаривал на себя все, что ему приписывалось. Татей - воров, уличенных и пойманных, били по спине палками - длинниками, и их признания считались "подлинной" правдой. "Подноготной" правдой считались слова истязаемого, когда ему под ногти рук и ног вгоняли гвозди. Наиболее распространенной пыткой, зовущейся "колесом", было сгибание в дугу, когда голову обвиняемого привязывали к ногам веревкой, в веревку вдевали палку и вертели ее до тех пор, пока голова не пригибалась к ногам. Разбойникам за первое "дело" отрезали левое ухо и ссылали на окраины русского государства. За второе "дело" били кнутом до кости и отрезали правое ухо, а пойманного на разбое трижды - казнили. За убийство полагалась смерть, за богохульство, чернокнижество и "содомский" грех жгли на кострах живьем, за худые слова про царя вырезали язык. Была в казанском кремле и женская тюрьма со своим застенком. Женщины в нем подвергались тем же пыткам, что и мужчины, разве что "на огне не жгли и ребры не ломали". Однако для женщин была приготовлена специфическая разновидность смертной казни: "за погубление детей и иные такие ж злые дела живых, - по словам Котошихина, - закапывали в землю, по титки, с руками вместе, и отоптывают ногами, и от того умирают того ж дни или на другой и на третий день". А еще в XVI-XVII веках можно было увидеть на казанских базарах и иных местах такую картину - голых женщину и мужчину водят по улицам и время от времени бьют кнутом - так наказывался грех прелюбодеяния.

Князь: Руслан, ну и страсти-мордасти! Кошмар! Такие чудные истории у тебя были, а тут чернуха!

Руслан: Ладно, такое больше писать не буду... Будем про цветочки, тычинки, пестики, ну про погуду, в крайнем случае. А вообще и это тоже наша история !!!

Руслан: Казанские храмы Наименование Дата постройки Местонахождение Благовещенский собор* 1552-1562 Кремль Успенский (Зилантов) монастырь* 1552-1560 Зилантова гора Иоанно-Предтеченский монастырь* 1555-1564 ул. Баумана, 2 Богородицкий монастырь* 1579-1595 ул. Б.Красная, 5 Гостинодворская церковь** II пол. XVI в ул.Кремлевская, 2 Никольский кафедральный собор* 1643 ул.Баумана,5 Церковь Московских чудотворцев** II пол. XVII в. ул. Кирова, 39 Воскресенская церквь** XVII в. ул. Кремлевская, 29 Кизический монастырь* 1691-1704 ул. Декабристов, 98 Петропавловский собор* 1722-1726 ул. Джалиля, 21 Пятницкая церковь* 1730 ул. Б.Красная, 1 Богоявленский собор* 1731-1756 ул. Баумана, 78 Духосошественская церковь** 1731-1735 ул. Луковского, 21 Тихвинская церковь 1731 Тукаевский пер., 4 Церковь Ярославских Чудотворцев 1737 ул. Ершова, 25 Дворцовая церковь* II пол. XVIII в. Кремль Варваринская церковь* конец XVIII в. ул. К.Маркса, 67 Богородицкая церковь* I пол. XIX в. ул. Островского, 81 * восстановленные и восстанавливаемые ** снесенные

Князь: Руслан, да ты не обижайся!!!! Пиши!!! Все пиши!

Руслан: Нет князь, я совсем не обиделся.. Просто когда нашел информацию про тюрмы, мне было интересно, что у нас в Кремле происходили те же темные делишки, что и в европе при инквизиции...но естественно жалко людей, думаю по большей части наказывали невиновных!!!!

Руслан: Как уже отмечалось в этой теме, у нас и под Казанью много красивых и интересных мест! Недавно ездил в Болгары, это не совсем конечно под Казанью, но всего 2 часа на теплоходике! Впечатления - ухожено, красиво, но очень мало осталось старинных зданий, ради которых туда едишь. Экскурсовод рассказала, что при Петре1 было 70 зданий, сегодня, по моему 8. Но тем не менее очень интересно, а главное очень красивая природа и потрясающий вид с окна теплохода правового беоега Волги!

Север: Памятник Муллануру Вахитову перенесут в другое место, а рядом с холмом построят библиотеку, да не простую, а с площадью в 140 тыс. кв. м. Основная часть библиотеки будет сделана в виде раскрытой книжки и будет включать в себя книгохранилище на 5 млн. книг, 20 читальных залов, конференц-зал на 400 мест и выставочный зал. Вход со стороны площади Тукая будут украшать две башни высотой 18 метров, в которых будут расположены интернет-кафе, рестораны и магазины. Между башнями будет расположен главный вестибюль с прозрачным куполом, галереями и отделкой из камня и дерева. Из любой точки здания можно будет дойти до парковой зоны. На территории комплекса будут располагаться офисы, элитное жилье и парковка. Я вот чего то не пойму: библиотека в торговом центре получается. Так бы сразу и говорили, что хотим построить очередную икею с эелементами библиотеки!!! А то прикрылись благой целью с целью в очередной раз нажиться!!! Такое место для встреч ведь губят!!! До сих пор ни одной строки и ни единого слова о том куда собираются аллею памяти воинам-афганцам перенести. Вообще бесследно чтоли убрать хотят? Беспредел!

Князь: Север, ВОТ ТЫ НАШЕЛ ИНФОРМАЦИЮ К РАЗМЫШЛЕНИЮ!!! Никогда бы не подумал, что так поменяют центр города! Я с тобой полностью согласен! БЕСПРЕДЕЛ! Просто шок для меня!!! Особенно с библиотекой в торговом центре - дурдом!

Весна: господа,бюджет этой стройки 80 млн евро.хотя бы 1% отката за эту ненужность и у наших власть имущих еще пару дач на канарах.строится не для народа и к сожалению,некому на это пожаловаться.говорят,что метшин -зять шаймиева,так что еще много чего у нас ненужного,но дорогого построят.а мы будм на это смотреть,сжимать кулаки,говорить ...но не более..у кого то еще остались иллюзии,что мы тото можем изменить в этой стране?в городе не можем повлиять..

Князь: Весна, а ты как думаешь в современной России ( да хотя бы в Татарстане) демократическими способами возможно добиться решения вопроса в пользу простыш людей? Хотя это вопрос ко всем участникам и гостям "Северного Корпуса". Или же у нас опять все идет к тому, что добиться чего-то можно только революцией?

Тайна: всем на митинг - не дадим снести Мулланура - блин......это ж культовое место нашего первого курса.......

Тайна: я уж не говорю о культурном наследии

Север: Тайна возьмешся за организацию митинга? Я приму участие

Тайна: Север я слишком ленива для такого......

Тайна: не за горами большой праздник))) 30.08.2007 - День Города - День Казани!!!

Князь: А я этот праздник что-то не очень.... просто выходной....



полная версия страницы