Форум » Обряды » Свадебный обряд » Ответить

Свадебный обряд

Север: По славянскому обычаю жених «похищает» невесту на игрищах предварительно договорившись с нею о похищении: «Схожахуся на игрища… и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены». Затем отцу невесты жених дает вено - выкуп за невесту. За день до свадьбы будущая тёща печёт курник, посылая его в дом жениха. Жених же посылает в дом невесты живого петуха. В предсвадебный день никаких увеселений не происходит. Все тщательно готовятся к веселью. Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась к венцу. Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на неё свою дочь и начинают одевать в свадебный наряд. Как только оденут, то посылают гонца к жениху. Вскоре свадебный поезд подъезжает к воротам. Дружка жениха стучит в ворота, вызывает хозяина и говорит, что, мол, охотимся на зайцев, да один заяц махнул к тебе за ворота, надобно-де отыскать. Жених усердно ищет спрятанного «зайца» (невесту), а, отыскав, и испросив благословения у родителей, сажает в свадебный поезд и едет на венчание. Венчание происходит после полудня, ближе к вечеру. В это время мать жениха готовит в клети брачное ложе: вначале настилает снопы (числом 21), поверх перину и одеяло, сверху бросает кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки). Возле ложа ставятся кадки с мёдом, ячменём, пшеницей, рожью. Всё подготовив, будущая свекровь обходит ложе с рябиновой веткой в руке. [!] 21 сноп означает «огненную страсть» (утроенная семёрка, число Огня), кунья шуба должна волшебным образом разжечь страсть у невесты, точно так же, как и шкурка куницы или ласки. [!] Куна (куница) - того же корня, что и латинское cunnus, норка - то же, самое, только иносказательно, и, наконец, ласка собственно и означает ласку. [!] Ветвь рябины служит, во-первых, своего рода, очистительным средством, а, во-вторых, знаком плодородия. [!] Само слово венчание означает покрытие головы, венком (венцом). Перед венчанием место жениха занимает младший брат или подросток, родственник невесты, у которого жениху необходимо выкупить место рядом с невестой. Обряд называется «продажа сестриной косы». Около невесты садятся также «глазки» - две родственницы невесты, чаще всего сестры или сеструхи (т.е. двоюродные сестры). Они во время всей свадьбы помогают невесте. Каждая из «глазок» держит в руках по блюду, завязанному платками концами в низ. В одном блюде лежит платок, повойник, гребень и зеркало, а в другом две ложки и краюха хлеба. После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажжённой свече, идут к храму или священному дубу. Впереди них идут плясуньи, за ними несут каравай, на котором лежат сребреники. Позади молодых осыпало несёт чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпает невесту и жениха из чаши. Гости желают невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпает ещё и гостей. Венчает жрец (волхв), берет невесту за руку, поручает её жениху и приказывает им поцеловаться. Муж покрывает жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты, после чего жрец дает им чашу с мёдом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пьют из чаши. Остатки мёда жених плескает в жертвенник и бросает чашу под ноги, приговаривая: «Пусть так под ногами будут потоптаны те, кто будет сеять меж нами раздоры». Кто первый ступит ногой на чашу, тот, по поверью, становится главой в семье. На почётном месте за свадебным столом всегда сидит деревенский знахарь или колдун. Однако он занимает почётное место не из-за того, что может, разозлившись от недостаточного к нему почтения, «превратить в волков свадебный поезд» (зачем колдуну поезда с волками?), а оттого, что как раз зачастую является потомком тех самых волхвов, на протяжении сотен лет венчавших наших прапрадедушек с прапрабабушками. По дороге домой молодые идут, крепко прижимаясь друг к другу, а гости попеременно дёргают их за рукава, пытаясь разлучить. После такого нехитрого испытания все усаживаются за стол и начинают пировать. Все, кроме молодых, перед которыми хотя и стоит жареная курица, но съедают они её лишь по окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешается. Когда на стол подают курник, то это означает, что настала пора: «Тетера на стол прилетела - молода спать захотела». В разгар веселья молодые уходят в клеть, где заранее подготовлено брачное ложе. Под напутствие, молодожёны, захватив закутанный в рушник обрядовый каравай и курицу, закрываются в клети. У дверей (раньше - с обнаженным мечом) ходит дружка жениха, охраняя покой новобрачных. Кунью шубу топтать! Друг дружку толкать! Здоровенько спать! Весёленько встать! После таких, достаточно откровенных пожеланий, гости удаляются в дом, но через некоторое время посылают узнать о «здоровье». Если жених отвечал, что он в «добром здоровье», значит «доброе» свершилось. «Весёленько встав», молодые приступают к еде. Взявши курицу, новобрачный должен отломить ножку и крыло, после чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и каравая, молодые присоединяются к гостям, и веселье продолжается.

Ответов - 18

Князь: Мне про зайца и про колдуна понравилось. Да вообще все понравилось! Обычай он и есть обычай. Красиво наши предки проводили светные и выжные даты! Учиться нам у них!

Зима: Жениться вобще приятно, а вот выходить замуж....

Ксаверта: Обряд разувания. Заключался в том что после свадьбы по приходу в дом жена разувала с мужа сапоги. В одном из сапогов был спрятан кашель или монета. Жене необходимо было угодать прервым снять сапог с деньгами. Есть 2 толкования этого обряда: 1. Существовала примета, что если молодая снимала первым тот сапог, в котором лежала монета, то это значило, что ей будет счастливая жизнь замужем; в противном случае во избежание неудач в жизни, ей нужно было угождать мужу. При этом муж, в знак своей власти, ударял будущую свою спутницу в жизни по спине плетью, полученную от тестя. 2. Обряд заключал в себе определения порядка в будущей семье. Если жена первым снимала сапог с деньгами, то официально признавалась мужем хранительницей и распорядительницей семейных средств Обряд свидетельства девственности На другой день после свадьбы новобрачных вели, при звуке сурьмы и литавр и пении песен в отдельные мыльни. В мыльнях их поили вином, также мыли вином и медом. Жена шла в мыльню со свахою и матерью жениха и показывала знаки своего девства; с нее снимали сорочку и вместе с простынею прятали, как свидетельство целомудренного поведения. Муж мылся с тысяцким и дружкою, тогда молодая присылала ему в мыльню сорочку, обыкновенно унизанную жемчугом. Из обычаев сохранившехся и сегодня знаю "забивание зайца": Движение вадебного кортежа останавливают ставя на дороге табуретку и усаживаясь на него (в разных местах используют разные доступные перекрытия дороги). После чего можно требовать выкуп "просят забивать зайца". Это может быть еда питье или какая нибудь вещь у невесты/ жениха/ свидетельницы/ свидетеля/ родители молодых. Если жених с невестой могут откупится "забить зайца", то жизнь их будет счастливой и полной. Если откуп платят родители, значит молодые и в предь будут седеть у них на шее :)


Север: Гуляли на свадьбе недавно, и задались вопросом откуда пошел на Руси обычай кричать "Горько!" Вот что удалось узнать по этому поводу: Одна версия утверждает, что эта традиция произошла от древней свадебной забавы. Свадьбы на Руси играли зимой, так как это было время, свободное от сельхозработ. Во время зимних свадьб празднующие затевали следующую игру. Во дворе невесты сооружалась большая снежная горка. Горку обливали водой. На её вершине стояла невеста с подругами, а жениху с его свитой предлагалось взбираться. Присутствующие при этом орали: «Горка». Попав на вершину, жених целовал невесту, а его товарищи целовали подружек невесты. После этого вся толпа скатывалась с горки вниз. Согласно другой версии, на древнерусской свадьбе невеста обходила собравшихся на свадьбе с подносом. Каждый гость клал на поднос деньги, а затем брал с него чарку с водкой и говорил: "Горько!", подтверждая тем самым, что выпил за здоровье молодых водку (самогон, вино и т.п.), а не воду. Причем невесту целовал не жених, а гости, клавшие деньги на поднос. Еще интересный факт: Из русского языка возглас «Горько!» перешёл и в некоторые другие языки. Например, на молдавской свадьбе жених и невеста целуются после возгласа «Amar» (молд. горько).

Север: История еще одного обычая: Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, — а в доме оказался.

Князь: Север, ты просто кладезь полезной и очень интересной информации!!! Мне особенно про горку понравилось и подружек невесты! Наду будет восстановить такой обычай! )))))))

Ксаверта: Ребята, очень нужна помощь!!! Выкуп невесты любую информацию что у вас есть... Как это происходит в Казани... В других местах... Все что удалось услышать и запомнилось... За прибаутки в стиле: За невестену красу Танцуй милый на тазу буду искренне благодарна)))

Ксаверта: Ребята, очень нужна помощь!!! Выкуп невесты любую информацию что у вас есть... Как это происходит в Казани... В других местах... Все что удалось услышать и запомнилось... За прибаутки в стиле: За невестену красу Танцуй милый на тазу буду искренне благодарна)))

Князь: Ксаверта, так никто ничего и не сказал (((( если еще нужно то вот: девушки стоят в конце лестницы а на ступеньках всякие плохие качества людей написаны и вот друзья должны жениха на руках поднять наверх, чтобы он не наступил на плохие качества. Если наступит, то значит он думает так о невесте.

Север: Ксаверта не со зла то. а по незнанию. уж извини, что не смогли помочь

Ксаверта: Плохо. Всем срочно замуж и жениться! а поттом ко мне сюда с отчетом PS: Князь, спасибо. но всеравно жениться !

Князь: Ксаверта ????????

Ксаверта: Простите, больше не буду...

Тайна: Многочисленные обряды, связанные с ухаживаниями и супружеством, красивы и романтичны. Многие из них восходят к существовавшим в глубокой древности ритуалам. Исполнение таковых преследовало одну цель – союз должен быть прочным и счастливым. Что же такое свадьба? Говоря сухо, энциклопедично «свадьба – это торжественность и яркость, красота и артистичность, прилюдность и интимность, это торжественность, это сплав печали и веселья, древних и новых, религиозных и народных обычаев. За «смыслом» свадьбы обратимся к истории. У древних славян-древлян, вятичей и родимичей существовал обычай похищения невест «у воды» во время богини «женитвы» Лады, которые начинались ранней весной на Красную горку и продолжались до середины лета – дня Ивана Купалы. Там во время игр и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили с их согласия в свои дома. Выражение «играть свадьбу» напоминает о древних играх, во время которых проходило приобретение невест. У простых поселян этот обряд сохранялся долго – вплоть до XV века. Языческие свадьбы сопровождались веселыми и шумными празднествами, непременными участниками которых были скоморохи, плясицы, дудочники, и рожечники. Кроме обрядов, привнесенных из славянского язычества, (хороводы, песни, танцы и т. д.), некоторые перешли к нам от других народов. Были и общие. У многих народов жениха и невесту обсыпали зернами. Цель этого ритуала – в призвании удачи. Зерна пшеницы и риса – непременная принадлежность языческой свадьбы (у русских посыпали еще хмелем). Этим действием не только выражали надежду, что брак будет прочным, но и веру, что зерна передадут свою волшебную силу паре, на которую упадут, и молодые станут жить счастливо, сыто и богато. Ученые дали этому обычаю название «продуцирующая магия». У римлян так же, как у славян, существовал обычай петь песни новобрачным до полуночи. У русских же пением сопровождался весь свадебный обряд. А в предсвадебном девишнике невеста, ее подруги и специально приглашенные бабки старались лить слезы ручьями по всем правилам древней антипатической магии, чтобы обеспечить радостную жизнь в будущем. В свадебных песнях упоминаются языческие боги любви и радости Лада, Тур, Лель и слова, имеющие старинное происхождение: горючь-камень, скатерти браные, перепечи, гривны и каравай.

Тайна: О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности. Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство. Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство. Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт. Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества. Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада). Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

Arrow: интересный факЭт - который раз захожу в церковь и попадаю на венчание. невесты загадочно так подмигивают. сердце замирает - а вдруг знак?! вот и сегодня...)

Тайна: Свадебные обряды Обычай похищать девиц. Этот обычай, по словам Нестора существовал у Русских Славян, так например: у Радомичей, Вятичей, Северян были игры межи селы, то есть между полей, а не между сел; здесь во время игр, песен и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили к себе в дома. Приготовление постели Постель приготовлялась на кровати или на широкой скамье таким образом: сперва настилали снопы (в царских свадьбах число их было тридевять, то есть 27) в обыкновенных свадьбах по сорока: то и другое имело символокабалистическое значение и вероятно употреблялось по произволу. На снопы клали ковер, а на него перины: на свадьбе Михаила Федоровича положено было семь перин одна на другую; а у простых людей клали две перины и более, по желанию, или по средствам. На перины клали изголовье и две подушки; на подушки натягивались шелковые наволоки. Постель была застлана шелковою простынею, на нее сверху постилали холодное одеяло; в довершение всего клали на подушку шапку, а в ногах теплое одеяло соболье или кунье, с оторочкою из более богатой материи, чем самое одеяло; шубу и ковер закрывали простыней. Вокруг постели навешивались тафтяные занавеси; над постелью ставились образа и крест, те самые, которые предшествовали при вносе постели. Образа были задернуты убрусами, или застенками, смотря по их величине. Возле самой постели ставили кади или открытые бочки со пшеницею, рожью, овсом и ячменем, это означало обилие, которого желали новобрачным в их новом домоводстве. На царских свадьбах сенник устраивался во дворце. Между тем и у жениха, и у невесты пекли свадебные хлебы, или караваи и готовили стол. Обряд окручивания невесты Едва ставили на стол все блюда первого кушанья, как священник прочитывал "Отче наш", потом молитву "покровения". По окончании последней молитвы - сваха подходила к отцу и к матери невесты и просила благословения невесту чесать и крутить. - "Благослови Бог!" отвечали родители. Зажигались свадебные свечи богоявленскими свечами; свечники, поставив свои свечи, держали протянутый между женихом и невестою большой кусок тафты, с нашитым крестом, так, что жених и его поезжане, которые сидели на одной с ним стороне, не могли видеть невесты. Сваха снимала с невесты покрывало, потом венок; другая женщина подносила мису с кикой и гребнем. Сваха омачала гребень в чарку с медом и расчесывала невесту, потом свивала или скручивала ей волосы и надевала волосник, кику и подзатыльник и наконец закрывала иногда тем же покрывалом, который разделял ее от жениха. Венок отдавался на сохранение, на память о девичестве. После того подносили свахе мису с осыпалом; она осыпала невесту и жениха и опахивала сорока соболями, которые держал, как выше сказано, один из свадебных чинов, называемый держальником. У посадских людей во время расчесывания был такой обычай: когда жених и невеста сидели отделенные друг от друга покровом, им приказывали приложить щеки к покрову. Перед ними держали зеркальцо и жених мог увидеть в зеркало лицо своей будущей жены и дружелюбно ей улыбнуться; в то же время один из гостей подходил к ним в вывороченной шубе в верх шерстью и желал невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. Во все продолжение обряда окручивания невесты, сидячие боярыни и девицы пели свадебные песни; а дружка, взяв нож, подходил к отцу и матери невесты и говорил: - Благословите резать перепечу и сыр? - Благослови Бог! - Отвечали те. Дружка резал перепечу и сыр на мелкие куски, клал на большое блюдо, накладывал туда же множество ширинок и отдавал поддружему или меньшому дружке; сам получал от невесты вышитый ея руками убрус и подносил его жениху; а меньшой дружка разносил и раздавал всем гостям куски перепечи и ширинки, также посылал отцу и матери жениха, оставшимся в своем доме. В тоже время сваха осыпала свадебных бояр и гостей, то есть бросала в толпу их горстями все, что было на осыпале, - серебряные деньги, хмель, куски материй и прочее, и всяк на лету хватал, что успевал схватить. Обряд перехода власти от отца невесты к ее мужу Между тем подавали другую явству, за нею подавали третью: как только она появлялась на столе, сваха подходила к родителям невесты и просила благословения - везти молодых ко венцу. "Благослови Бог!" отвечали те. Все вставали. Родители брали по образу, обыкновенно в окладах с драгоценными украшениями. Подле них становился священник. Новобрачные кланялись и принимали благословение. Отец и мать разменивали их кольцами и, взяв дочь за руку, отдавали ее жениху, взаимно кланяясь друг другу. Наконец отец брал плеть и ударял ею свою дочь говоря: "По этим ударам ты, дочь, знаешь своего отца; теперь эта власть переходит в другие руки; вместо меня, за ослушание, тебя будет бить твой муж!" С этими словами плеть была передаваема жениху, который, принимая ее так говаривал: "Принимаю как подарок, но думаю, что в ней нужды иметь не буду" и затыкал плеть за кушак. В продолжении этого обряда, каравайщики и свешники выходили. За ними выступали свадебные гости. Устилался путь кусками материй и новобрачные шли по этим кускам к дверям. Женихова и невестина свахи вели невесту за руки, все еще закрытую. Тысяцкий устраивал порядок шествия. Обряд разувания Между женихом и невестой происходил обряд разувания (обряд, существовавший со времен язычества) Он состоял в том, что жена, в знак будущей покорности должна была снять с мужа сапоги. В одном из сапог под ногою лежала монета; существовала примета, что если молодая снимала первым тот сапог, в котором лежала монета, то это значило, что ей будет счастливая жизнь замужем; в противном случае во избежание неудач в жизни, ей нужно было угождать мужу. При этом муж, в знак своей власти, ударял будущую свою спутницу в жизни по спине плетью, полученную от тестя. Обряд свидетельства девственности На другой день новобрачных вели, при звуке сурьмы и литавр и пении песен в отдельные мыльни. В мыльнях их поили вином, также мыли вином и медом. Жена шла в мыльню со свахою и матерью жениха и показывала знаки своего девства; с нее снимали сорочку и вместе с простынею прятали, как свидетельство целомудренного поведения. Муж мылся с тысяцким и дружкою, тогда молодая присылала ему в мыльню сорочку, обыкновенно унизанную жемчугом. Обряд раскрывания невесты На царских свадьбах цари кушали в мыльнях, а царицы в избушках. По выходе из мыльни, новобрачный шел вперед в сенник; за ним приходила новобрачная. Тут являлись женщины, а впереди их, сваха несла горшочек, или два горшочка поставленные на одном блюде и обернутые соболями; в этих горшках была каша; сваха кормила ею и мужа, и жену; перед мужем держал горшочек дружка, перед женою сама сваха: этот обычай наблюдался и у царей и у крестьян. На царских свадьбах происходил обряд раскрывания. Боярин, нареченный отец царский, раздвигал стрелкою покров, заслонявший царицу; до того времени даже и после венчания, ее никто не видел; только после обряда все подходили к ней и могли иметь счастье увидеть ее светлые очи. После этого все шли к столу. Подарки на свадьбе На свадьбе редко дарили деньгами, а по большей части вещами, тем же скотом и лошадьми. По окончании пиров, дары отсылались на рынок и оценивались, потом жених должен был отдаривать подарками равного достоинства. Жених должен был в течении целого года непременно отдарить всех подаривших ему подарки после свадьбы, а если не успевал, то должен был отдарить вдвое, судя по ценности каждого подарка. Если же жених не отсылал принятых вещей к ценовщикам, то отдаривал по желанию тех, которые ему дарили. Новоселье Новоселье у нас в старой русской жизни сопровождалось торжественными обрядами. В старое время, время доброе, каждый имел свой собственный дом и если, кто переходил во вновь построенный дом, то сзывал священников на освящение, а потом сзывал родных и знакомых. Надобно было умеючи выбирать место для дома, и в старину для этого применялись разные гадания. Так, например, для того, чтобы определить качество грунта земли, то на то место где строить дом, клали дубовую кору, может быть в нескольких местах, а то и сплошь, неизвестно. Это на три дня, на четвертый поднимали кору и замечали, что покажется под корой: если под корой находили паука или муравья, то считали место это лихим; напротив, если находили червяков или черную мурашку, то можно было строить дом. Гадали и с помощью трех хлебов, которые пускали на землю из-за пазухи. Если все три хлебца лягут кверху верхнею корой, то место доброе, тут с Божьей помощью, ничего не боясь можно ставить избу и всякие хоромы, а если лягут книзу верхнею корою, то место покинь. Во время пиршества на новоселье пол устилается травою, и на большом столе покрытом скатертью, клали принесенные хлебы и ставили в солоницах соль. После пирушки каждый гость должен был что-нибудь подарить хозяевам. Свадебные блюда. Свадебные птицы. Еще в язычестве, у Литовцев, в первый день бракосочетания, муж раздирал принесенную ему на постель жаренную куропатку, часть которой давал есть своей супруге. У Немцев в средние века, давали новобрачным жареную курицу, которая называлась: брачною или любовною. Жареную курицу (куря вечерняя), в первый день подносили новобрачным и в России, как то видно из описаний старинных свадеб XV столетия. В Москве и по сей день дарят молодым пару живых гусей в ленточках, а иногда даже и лебедей, а в старину на столах княжеских молодым подавали жаренных лебедей. Есть поверье в народе, что только и можно есть лебедей новобрачным. кладезь найден здесь - http://astro4u.narod.ru/sp/2003/Index.html

Весна: Тайна пишет: "Принимаю как подарок, но думаю, что в ней нужды иметь не буду" и затыкал плеть за кушак ...отличные слова



полная версия страницы